Тест-драйв прототипа маршрутной горной палатки на базе палатки "Байкал 4"

Условия тестирования - Палатка устанавливалась на высоте от 1600 до 3200 метров. Погодные условия - от безоблачной солнечной погоды до шквальных порывов ветра с градом. Температура от +30 на солнце, до -10 градусов ночью.

Нова Тур совместно с клубом Вестра (www.westra.ru) был разработан прототип маршрутной горной палатки на базе палатки "Байкал 4". На основе опыта горного клуба Вестра в палатку было внесено более дюжины изменений. Для испытания в разных высотно-климатических условиях один прототип уехал на Кавказ, другой на Памир. Далее приводятся результаты тестирования палатки на Кавказе.

О палатке
Во-первых, что из себя представляет эта палатка - 4 места, 4 кг в комплектации. Внешне она смотрится меньше чем изнутри. Внутренняя площадь 2.10x2,10м. Полностью открывающиеся входы расширяют жизненное пространство до 3x2,10м. А немного вытянутая приземистая форма делает палатку более обтекаемой на ветру. Вход расположен максимально близко к внутренней палатке, но сделан так, что не капает на палатку во время дождя и позволяет укрыть под тентом максимальное количество вещей. Молния входа имеет еще собачку сверху, что позволяет осмотреться, не расстегивая весь вход, передавать вещи или организовать дополнительную вентиляцию во время готовки в тамбуре.

Вентиляцию, расположенную максимально высоко над тамбурами, можно открывать-закрывать, не выходя из палатки.

Два контура по 8 оттяжек (всего 16) дают множество вариантов фиксации палатки на любом ветру. Минимально количество точек для растяжки - 4 (2- для входов, 2-для бортов).

Проклеенная юбка значительно шире, чем у большинства выпускаемых палаток - 200 мм, что позволяет надежно ее фиксировать как снегом, так и камнями, в том числе и на очень неровной поверхности на неудобных площадках, к тому же она снабжена петлями для колышков и оттяжек. Продуманно уложенная юбка под дождем надежно защищает от воды.

Остальные удобства уже стали стандартами в палатках Нова-тур, а именно: обилие карманов, сетка для вещей, длинные липучки для фиксации дуг.

"Надежда наш компас земной..." Два дня мы стояли на спартаковских ночевках. Вокруг нас расположились другие группы. Потренировались и... погода испортилась, ветер, дождь и град.

Наша палатка отличалась в сравнении с другими стоявшими рядом, большей устойчивостью на ветру, хотя не все оттяжки были привязаны, мы еще экспериментировали с длиной и узлами. Палатки без юбки, как в прочем и с короткими юбками хлопали бортами на ветру.

Внутри очень уютная атмосфера, как в плане нормальной вентиляции - ни откуда не сквозит, ничего не хлопает, так и в плане бодренького в непогоду цвета. Да и снаружи в тумане, да и в темноте заметнее. Ночью спотыкался об абсолютно невидимые в темноте черные оттяжки, темно-синей соседней палатки. Нашу же палатку было нельзя ни не заметить, ни споткнуться об белые оттяжки, видные и без фонаря. В непогоду мы жили в нашей солнечной палатке и иногда выглядывали наружу, чтобы убедиться, что с погодой плохо. Вздремнем еще часок другой, может погода улучшится?

Ну вот и распогодилось, стало проглядывать солнышко, вперед на вершину!

"На зеленке" Завтра брод... А сегодня стоим вместе с другими группами. Вечером и ночью шел проливной дождь, я просмотрел заранее куда потечет вода, уложил по уму юбку, прорыл ледорубом пару сливов. Воду для чая набрали с тента дождевую, помыли ей же посуду. Немножко неудобно в дождевике раздеваться в тамбуре. С вентиляции капал конденсат, и часть капель попадало на палатку ну, в общем, и палатка проектировалась не для лесной зоны - зоны дождей.

С утра соседи отжимали спальники! У нас слегка подмокли спальники в ногах, между спальником и высоким бортом палатки зона конденсации. После этого мы стали на ночь натягивать на спальник свободную накидку от рюкзака.

Пока соседи сушились мы уже позавтракали, собрались и первыми пошли в брод на другой берег, по вспухшей и расползшейся по лесу реке.

"Шквал"
Поиск тропы отнял большую часть дня, река подмыла берег, разрушила магистральную тропу. Мы рыскали по склонам по чьим-то следам в поисках нашего подъема. Фактически на тропу мы вышли, когда стало смеркаться, и я рассчитывал встать до темноты выше границы леса на альпийских лугах... кто же знал, что это будет незапланированным приключением!

Начал накрапывать дождь. Тропа, местами усложненная скальными выступами, стала достаточно неприятной, поскользнувшись легко улететь по крутому травянистому склону, собирая до низа камни. Вдоль тропы на склоне, под деревьями, насчитали четыре отрытых под палатки площадки, но до воды от них очень крутой спуск, (если вообще реально добраться без страховки). Уже в сумраке и тумане выходим на альпийские луга, которые оказались так круты, что о постановке палатки не могло быть и речи. Я оставил рюкзак, взял фонарь и пошел на разведку. Минут пятнадцать забирался вверх, с фонарем приглядел единственное пологое место для стоянки, прямо над тропой и крутым сбросом, выше в 3-х минутах - подходы к воде:

Добрались, палатку ставим второпях, под сильным холодным дождем, притаптывая траву выше колена. Камней найти не удалось, поэтому ставим палатку на ледорубы - борта и входы. Внутри разожгли примус, чтобы обсохнуть и уменьшить влажность. Уже было не до ужина, разогрели рыбные консервы, заели шоколадкой, запили остатками воды из фляги. Согрелись, подсохли.

А за бортом разыгралась гроза, периодически от вспышки молнии внутри становится на секунду светло. В палатку лупит дождь, и ее немного раскачивает под порывами ветра. Я считаю секунды между молниями и громом - ...14, ...10, ...6 и гадаю, насколько удачно место рядом с перегибом. Успокаивает, что метрах в 400 скалистый гребень. ...3 секунды, 1... И уже в обратном порядке - ...6, ...10, ...15. Пронесло. Ливень немного стих. На том и успокоились. Легли спать. Уснули под уже привычный стук капель о палатку.

Я начал просыпаться оттого, что что-то легло мне на лицо, одновременно включился слух - рев ветра, оглушительный грохот. Прижатый к земле, я пытаюсь понять, где нахожусь. В этот момент палатка распрямилась, и я окончательно проснулся. Все тоже проснулись. Нащупали фонарь осмотрелись - вроде сухо, ничего не порвано и не сломано. Стали собирать и складывать обратно вещи, высыпавшиеся на нас из потолочной сетки. И тут с ревом шквал атаковал еще раз. Палатка наклонилась посопротивлялась и наконец расплющилась, вещи из сетки снова разбросало. Я пытаюсь изнутри ее распрямить, противостоять напору, но сил не хватает. Через пару секунд палатка распрямилась сама: Посветили фонарем - все нормально? Палатка к тенту нигде не прислоняется, нигде не затекает? Дальше в голове возникают мысли - а если сейчас сдует? А если задерет юбку - сдует или только намочит?..

За 10-15 минут шквал обрушался на нас еще раза четыре и нещадно плющил палатку. Мы потихоньку успокоились - раз сразу не поломало то и дальше ничего не будет... Потом и шквал стал утихать, перешел в ливень и через какое-то время закончился. Но я уже ничего не слышал, потому что спал. (В общем наверное и хорошо что мы не успели выше, встали бы на "Кругозоре" - скале открытой с трех сторон, сдуло бы:)

С утра мы поняли что попали в одно из красивейших мест, перед нами сверкает во всей красе г. Пшыш, левее Софийский хребет, справа ГКХ. Хребты припорошены выпавшим ночью снегом. На солнце свежий снег искрится. А мы стоим на красивейшем альпийском лугу покрытом цветами. Потихоньку солнце пригревает, и из ущелья начинают всплывать маленькие облачка. Над нами пролетает крупный орел. В пейзаже каждую минуту происходят изменения, достойные длинноплановых киносъемок лучших кинохудожников.

После этой ночи я уверен, что намертво палатку крепить нельзя, пока сохраняется эластичность, пусть лучше палатка сложится под ударом стихии, но останется целой, что важнее.

Заключение.
В общем, и целом я очень доволен палаткой, мелкие недостатки будут исправлены, может быть, что-то добавлено новое и она, надеюсь, пойдет в серию.

Что нужно доработать: карманы третьей дуги, на мой взгляд, слабоваты и требуют усиления. Может быть, сделать сетку вентиляции съемной, в горах она не так нужна.